Основные параметры горных лыж сводятся к геометрическим (так или иначе описывающим геометрию лыжи) и конструкционным (описание конструкции, устройств виброгашения, материала скользящей поверхности и т.д.). Комбинация этих параметров определяет назначение лыж.
Конструкция лыжи
Технические решения, используемые при изготовлении лыж того или иного назначения, основными элементами которых являются: скользящая поверхность (база), металлические канты, сердечник, различные усиливающие материалы, системы виброгашения, верхнее покрытие («рубашка»), дополнительные элементы (протекторы носка, пятки, платформы и др.); современные типы конструкции: сэндвич, боковая стенка, кэп, торсионная коробка (см. соответственно) и их комбинации.
Сэндвич
Конструкция лыжи на основе послойного сочетания различных материалов, определяющих те или иные качества лыжи; сегодня считается классической и остается основной при создании моделей высшего спортивного назначения.
Торсионная коробка
Конструкция лыжи с сердечником, заключенным в коробку по всей длине лыжи; коробка, повышающая жесткость на скручивание (см. торсионная жесткость), выполняется из самых различных плетеных материалов (стекловолокно, карбон, кевлар и пр.), часто в сочетании с металлами (титанал и пр.).
Кэп
Конструкция лыжи на основе верхней «крышки» из прочного материала, покрывающей сердечник, с теми или иными элементами усиления; характерная особенность кэпа — он является несущим элементом для кантов и скользящей поверхности, именно через него передается усилие на кант.
Боковая стенка
Тип конструкции, отличительной особенностью которой являются продольные вертикальные или трапециевидные элементы из прочного материала по боковым поверхностям лыжи; сердечник при этом может исполняться в конструкции сэндвич, торсионная коробка, быть цельным или иным другим.
Сердечник
Основной элемент конструкции, в первую очередь определяющий эксплуатационные характеристики лыжи; традиционно наилучшим сердечником лыжи считается деревянный в силу таких его свойств, как стабильная по времени гибкость, небольшая плотность, прочность; современные технологии позволяют создавать лыжи с высокими эксплуатационными свойствами без использования дерева, как дорогого материала; современные пенные материалы (Multicell и пр.), использующиеся в сердечниках многих моделей как высшего, так и «экономического» класса, позволяют существенно удешевить конструкцию, обладая одновременно высокой степенью поглощения вибраций.
Виброгашение
Свойство конструкции, определяющее ее возможности поглощать колебания, возникающие при движении лыж; улучшает контакт лыж со склоном, увеличивает стабильность лыж, повышает качество управления лыжами; техническое исполнение — различные элементы, встроенные в конструкцию или наложенные на нее.
Гибкость (или жесткость)
Одна из двух главнейших характеристик лыжи, определяющая ее способность изгибаться в продольном направлении; в сочетании с торсионной жесткостью определяет возможность управления лыжами, в том числе, ведение лыжи в резаном (карвинговом) повороте (хватка кантов), возможность «чувствовать» рельеф склона; может иметь разное распределение по длине лыжи (например, жесткий носок — мягкая пятка и др.).
Торсионная жесткость
Одна из двух главнейших характеристик лыжи — жесткость лыжи на скручивание; определяет возможность управления лыжами («держания» лыжи) на жестком, леденистом склоне в поворотах на больших скоростях, способность лыжи реагировать на управляющее воздействие горнолыжника, способность лыж «прощать» ошибки техники (чем жестче, тем меньше); другая характеристика — гибкость.
Геометрия лыжи
Параметры ширины носка-талии-пятки лыжи в миллиметрах; иногда в эту группу включают радиус (м) или глубину бокового выреза (мм), являющиеся производными от геометрии лыжи; определяют возможности лыжи по разному вести себя в различных условиях — снега, трассы, склона; по ширине талии можно определить основное назначение современной лыжи: талия менее 68 мм — лыжи предназначены преимущественно для подготовленных трасс, талия от 70 мм до 80 мм — универсальные модели, талия более 80 мм — лыжи преимущественно для внетрассового катания; приведенные величины не являются постоянными, в последние годы имеется тенденция к расширению талии универсальных моделей.
Назначение лыж
Понятие, определяющее функцию лыж с позиций вида и условий катания; сегодня чаще всего выделяют: спортивные (гоночные), карвинг, фан-карвинг, фрирайд, для целинного катания, универсальные, фристайл «новой школы», ски-кросс, специализированные женские, экстрим, ски-тур (горнолыжный туризм), юниорские спортивные, юниорские модели.
«Вне трасс»
Характеристика назначения модели, означающая преимущественное использование лыжи на склонах, не подготовленных техническими средствами (ратраками); соответственно «по трассам» — катание на подготовленных склонах.
Спортивные модели
Специализированные лыжи для спортивных дисциплин: слалома, гиганта, супер-гиганта, скоростного спуска; сейчас к этой категории можно отнести и специализированные могульные лыжи — т.е. лыжи для спусков по буграм.
Карвинг
1. Техника управления лыжами в повороте, основанная на ведении обеих лыж на канте (резаное ведение) во всех фазах поворота; обусловлена формой лыжи с глубоким боковым вырезом.
2. Назначение лыж — катание с использованием карвинговой техники преимущественно по подготовленным трассам.
Фан-карвинг (экстремальный карвинг)
Вид катания, определенный новыми возможностями лыж с очень глубоким боковым вырезом, когда лыжник выполняет «завершенные» повороты очень малых радиусов, буквально ложась боком на склон; чаще всего — это катание без палок; требует тщательно подготовленных гладких и, предпочтительно, крутых склонов; лыжи для фан-карвинга зачастую оснащаются повышающими пластинами для увеличения расстояния между лыжей и подошвой ботинка.
Фристайл «новой школы»
Вид горнолыжного катания последнего десятилетия, для которого создаются лыжи специальной формы (в том числе твин-типы), специальные горнолыжные склоны — стадионы, «снежные парки». хафпайпы; включает в себя прыжки, движения спиной вперед, различные упражнения на стенках пайпа и в воздухе, могул ; ответвлением является фристайл-бэккантри — катание с теми же элементами, выполняемыми на естественном рельефе, как правило, в целине; лыжи для фристайл-бэккантри — имеют более широкую талию, такую же, как у целинных моделей.
Пайп (хафпайп)
Искусственно созданный на снежном склоне профиль в виде наклонной продольной полутрубы для исполнения трюков на сноуборде и лыжах.
Твин-тип
Форма лыжи с двумя загнутыми концами (носок и пятка); используются обычно фристайлерами «новой школы», для которых очень важны возможности катания и приземления задом-наперед; обычно это достаточно универсальные модели, которые с успехом могут использоваться и в обычном круизном катании.
Фрирайд
Вид катания преимущественно «вне трасс» по самому разнообразному рельефу, включая целину, бугры, заструги, кулуары, прыжки со скал и наддувов; требует высокого мастерства владения лыжами в самых различных, включая самые сложные, ситуациях; подразумевает использование довольно широких лыж (см. геометрия).
Экстрим
Наиболее радикальное, с точки зрения выбираемых горных и снежных условий, крыло фрирайда, требующее от райдера высшего уровня мастерства и/или авантюризма; катание по лавиноопасным склонам, по кулуарам, с прыжками со скал, езда по крутым лесистым склонам.
Паудер (для целинного катания)
Лыжи с преимущественным назначением для катания по целине, пушистому глубокому снегу (пудре); самые широкие лыжи (до 110мм в талии), обычно мягкие, с большим радиусом поворота (небольшим боковым вырезом).
Ски-тур (горнолыжный туризм)
Вид горнолыжного отдыха, предполагающий катание в горах, не обустроенных подъемниками и ратраками, когда подъем вверх осуществляется пешком на лыжах, обычно оснащенных специальными камусами, педотвращающими проскальзывание, с использованием специальных ботинок и креплений.
Ски-кросс
Относительно новая горнолыжная дисциплина, требующая лыжи высокого технического уровня с высшими показателями маневренности, торсионной жесткости, прочности, устойчивости; на специально подготовленной трассе с перепадами, трамплинами, виражами и пр. дается одновременный старт нескольким участникам (обычно четверым) с задачей прийти к финишу первым; очень зрелищная дисциплина, активно пропагандируемая многими современными производителями горных лыж.
Универсальность (allround, all around, all mountain)
Характеристика, обозначающая возможность использования модели как на подготовленных склонах, так и «вне трасс» (как лыжи разного назначения); иногда определением all mountain обозначают лыжи высокого технического уровня с преимущественным назначением для фрирайда.
Женские модели
Предназначены для любительского катания прекрасного пола; учитывают особенности женской фигуры и женской горнолыжной стойки; как правило, обладают меньшим весом, специальным распределением продольной гибкости и специальной женской раскраской; обычно имеют смещенную вперед точку установки креплений; могут обеспечивать небольшой дополнительный наклон вперед для компенсации особенностей строения женской фигуры.
Целевая группа
Понятие, определяющее назначение лыж с позиций уровня мастерства лыжника; на сегодняшний день наиболее распространена следующая терминология: спортсмены, гонщики (racer), эксперты (expert), опытные, продвинутые (advanced), совершенствующиеся, середнячки (intermediate), начинающие (beginner).
Скорость перекантовки
Параметр, характеризующий скоростную возможность лыжи переходить с канта на кант при выполнении поворотов; обычно уменьшается при увеличении ширины талии лыжи.
Ростовка
Длина лыж (обычно в сантиметрах); при выборе ростовки для себя необходимо консультироваться с продавцом; длина лыж для одного и того же человека может существенно отличаться в зависимости от назначения лыжи; современные рекомендации по подбору ростовки у многих фирм зачастую подразумевают, что одну и ту же универсальную модель можно рекомендовать одному и тому же человеку в совершенно разных ростовках в зависимости от того, каким видом катания и в каких условиях он собирается заниматься (для занятий фрирайдом — более длинную, для карвинга — более короткую), с учетом его уровня мастерства (начинающим — короче, опытным — длиннее) и с учетом его физических кондиций (легким — короче, тяжелым — длиннее).
Информация взята из ресурса: http://www.stostran.ru/
© 2013 - Сто стран: туризм и путешествия.