Освоить азы техники катания на горных лыжах достаточно легко. Как и в любом другом деле сложно стать профессионалом, но это и не нужно любителям горнолыжного отдыха. Для начинающего главное — избавиться от всяческих комплексов, ведь на склоне ошибаются и падают все, даже профессионалы. Более того, Вы ведь приехали в горы за положительными эмоциями и острыми ощущениями, так зачем обращать внимание на какие-то мелкие неудачи, которые к тому же характерны для всех горнолыжников, а не только для Вас. Так что кататься нужно с удовольствием.
Если вы выбрали лыжи и экипировку, всё же не стоит взбираться даже на маркированную зеленым цветом трассу для новичков и сразу пробовать свои силы. Вы видели, как спортсмены разминаются перед стартом? Вы же тоже хотите, чтобы ваше тело вас слушалось. Чтобы не съезжать с горы с неповоротливой спиной и на деревянных ногах, сделайте небольшую разминку. Потянитесь, напрягите мышцы рук, ног. Порастягивайте задние и передние мышцы бедра, голеней. Повращайте суставами рук и ног. Ваше тело будет лучше вас слушаться. Затем попробуйте свои новые лыжи на равнине или пологом участке. Потом можете взобраться на пригорок и… начинайте учиться падать.
Да, прежде чем научиться ездить, нужно уметь падать. Это залог отсутствия возможных травм. Самое главное при падениях на склонах — остановить безудержное и слабо контролируемое движение вниз по склону. Если Вы чувствуете неизбежность падения, надо падать по вашему плану, а не как придется. Это безопаснее. Падая — не расслабляйтесь, иначе можно получить травму. Если мышцы тела напряжены, то Вы не укатитесь далеко. Упав, необходимо остановить свое вращение так, чтобы съезжать головой вверх по склону — так безопаснее. Потом нужно остановить движение вниз. Если не удалось остановиться правильно — не отчаивайтесь. После остановки тоже можно легко развернуться в нужном направлении. Чем чаще вы будете падать, тем быстрее научитесь делать это правильно.
Затем нужно научиться стойке горнолыжника. При этом плечо, колено и стопа должны находиться друг над другом на одной вертикальной линии. Самая распространенная ошибка — попытка «задней стойки» — в этом случае центр тяжести смещен назад, что увеличивает вероятность падения и тяжесть травм. Для исключения подобной ситуации представьте себе, что у вас на лыже за пяткой растёт кактус и Вам никак нельзя на него сесть. Да, ноги полусогнуты, но стойка в целом не должна смещаться назад. При этом Вы должны обязательно видеть свои кисти (но не локти). Локти должны слегка касаться корпуса (не быть плотно прижатыми или оттопыренными). Запомните это положение. Его можно даже опробовать дома. Для того, чтобы правильно держать руки можно п редставьте себе, что Вы спускаетесь с горы, держа в руках тазик с водой. Запомните это положение рук, и периодически напоминайте себе об этом.
Первый спуск с горы. Чтобы понять, как правильно тормозить и ускоряться, попробуйте для начала медленно спуститься «юзом». Станьте поперек склона на внутренний кант лыжи: тот, что ближе к вершине горы (очень схематично показано в двух проекциях на рис. 1 и 2). В таком положении кант не даст Вам двигаться вниз поперек склона. Медленно поставьте лыжи на скользящую поверхность (рис 3). Вы поедете юзом, то есть вниз по склону, но поперек направления лыж (боком). Чтобы притормозить, снова медленно станьте на внутренний кант (рис 2.). Как видите, всё просто. Этот прием универсальный. Правильно применяя разную степень «закантовки» и разную степень «юза» Вы сможете научиться и управлять своей скоростью, и управлять поворотом.
Вы сможете ехать быстрее как за счет легкого толчка горнолыжной палкой, так за счет уменьшения «закантовки», ну и, конечно же, направления лыж в нужную сторону. Хотите ехать юзом быстрее — помогайте себе верхней палкой! Если хотите замедлить движение или остановиться — наклоните оба колена к верху склона — уровень «закантовки» увеличится и лыжи остановятся.
На склоне встречаются и бугры. Принцип езды по буграм похож на принцип работы амортизаторов в автомобиле. Это значит, что в момент столкновения с бугром Вам необходимо достаточно быстро поджать под себя ноги. В этом случае получается эффект, при котором тело остается почти на том же уровне, что и до бугра. Но не старайтесь подпрыгнуть над бугром в воздух! Напротив, нужно стараться все время удерживать лыжи на склоне. Ну а в ямке за бугром нужно проделать обратное — быстро распрямить ноги и не забыть носок лыжи направить по склону, т.е вниз. Не старайтесь, спускаясь за бугром в яму загибать нос лыжи вверх! Только полный контакт с трассой поможет лучше ее контролировать. И еще. По буграм удобнее ехать быстро.
А еще удобнее — если правильно воспользоваться палками. Их лучше ставить сразу за верхушкой бугра, заранее вытягивая руку вперед. Тогда они помогут, и переднюю стойку сохранить, и лыжи направить вниз по склону. В какой-то мере, быстрая езда по буграм в основном за счет обработки бугров в основном глубокими приседаниями — большой амплитуды абсорбирования — основа могульной техники.
Резаный поворот. Его не нужно делать на буграх и особенно новичкам. В резаном повороте заставляет лыжи поворачивать сама постановка их на кант и увеличение давления на лыжи. Именно с этих двух движений и следует начинать. Сначала нужно на пологом участке потренироваться разводить пятки и тормозить «плугом». Обратите внимание на необходимость сгибать колени и подавать их вперед, чтобы угол, образуемый стопой и голенью, становился острым (сохраняйте переднюю стойку).
Затем нужно научиться торможению плугом со сближением коленей. От этого торможение увеличивается (за счет увеличения закантовки лыж). Если, спускаясь со склона в плуге, сначала согнуть сильнее правую ногу и наклонить ее колено внутрь, а затем начать разгибание ноги в суставе, то лыжа окажется на канте и давление на нее увеличиться. Ее кривизна увеличится и лыжа «сама» повернет влево. Другая нога в это время будет продолжать скользить по снегу незагруженной. Аналогичные действия применяются для левой ноги (т.е. для поворота направо).
Регулируя уровень закантовки и давления на лыжу можно научиться гасить скорость более крутыми поворотами, заставляя лыжи поворачивать до перпендикулярного положения по отношению к линии падения склона. Когда будет получаться без особого напряжения поворачивать влево и вправо, повороты станут действительно резаными, и будут совершаться на кантах без проскальзывания. Лишь через 2−3 дня можно начинать потихоньку уменьшать угол в «плуге». Естественно, поворот не будет мастерским, а всего лишь его упрощенной схемой. Но потихоньку Вы поймете и прочувствуете тонкости техники катания на горных лыжах. Освоив эту технику можно совершенствоваться дальше, приближаясь к настоящему резаному повороту. Но в любом случае для быстрого, а главное правильного освоения резаного поворота необходимо тесное сотрудничество с тренером.
Информация взята из ресурса: http://www.stostran.ru/
© 2013 - Сто стран: туризм и путешествия.